10.04.2018

Модели взаимодействия врача с пациентом

:

Обзор

Модели взаимодействия врача с пациентом

Каждый из нас, наверняка, сталкивался с ситуацией, когда поведение врача вызывало непонимание или явное отторжение: врач молчалив или груб; или смотрит на нас свысока, или же наоборот кажется чрезмерно улыбчивым или общительным. Плохо это или хорошо, и что это значит? Давайте разберемся.

Профессионализм врача определяется, помимо всего прочего, умением найти общий язык с пациентом. Ведь, если доктор и пациент не понимают друг друга, или если пациент не чувствует доверия к специалисту, есть риски не только для общения, но и для эффективного лечения.

Для некоторых из нас важно, чтобы доктор проявлял особое внимание к нашей жизни, был в курсе наших личных дел, давал рекомендации касательно распорядка дня, отказа от вредных привычек, ухода за ребенком (если речь идет о педиатре) и т. д.

Другая группа пациентов воспринимает врачей как исполнителей, оказывающих услуги в соответствии с запросами клиента. Такие люди не готовы слушать советы относительно своего образа жизни или любые другие советы врача, не имеющие прямого отношения к делу. И любое расхождение во взглядах с доктором (например, когда пациент возражает против прививок, а врач считает их необходимыми) может стать причиной для отказа от услуг конкретного врача.

Существует несколько традиционных моделей поведения врачей, каждая из которых подразумевает разную стратегию поведение доктора по отношению к пациенту. Чтобы сделать свое общение с врачом, а, в конце концов, — и лечение более эффективным, полезно понимать специфику этих моделей.

Инженерная модель

При инженерной модели врач воспринимает пациента безлично, как сломавшийся механизм, нуждающийся в ремонте. Часто такой подход выбирают хирурги, у которых недостаточно времени для личного общения с больным. Инженерная модель не допускает обсуждения процесса лечения. По мнению некоторых медиков, при ней вероятность врачебной ошибки гораздо ниже. Такой подход может быть неприятен эмоциональным людям, привыкшим обсуждать с врачом свое состояние и получать живой отклик на любые просьбы. Но инженерная модель вовсе не означает безразличие или пренебрежение к пациенту, она лишь свидетельствует об определенном подходе врача к выполнению своих обязанностей.

Патерналистская модель

Патерналистская модель подразумевает стиль общения, сходный с отношениями родителя и ребенка. Врач относится к пациенту с заботой и вниманием, но вместе с тем, может проявлять настойчивость и в определенном смысле диктовать своему подопечному правила лечения. На сегодняшний день такая модель является очень распространенной, особенно в государственной медицине. Она может не устроить пациентов, имеющих свои взгляды на лечение, а также тех, кто не любит подчиняться указаниям специалиста без подробных разъяснений.

Коллегиальная модель

При коллегиальной модели между врачом и пациентом преобладает принцип равноправия. Доктор обязуется предоставить максимально полную, правдивую информацию о вашем состоянии и всех возможных методах диагностики и лечения, а вы участвуете в обсуждении этой информации и высказываете свои идеи по поводу оптимизации лечебного процесса. Такая модель встречается сравнительно редко, и более всего подходит в случаях хронических заболеваний, когда на пациенте лежит значительная ответственность по контролю за состоянием своего здоровья.

Контрактная модель

В настоящее время все большую распространенность приобретает контрактная модель, подразумевающая отношения клиента и исполнителя. В соответствии с этим подходом, врач, как поставщик услуг, старается максимально удовлетворить запросы клиента, чтобы тот в будущем снова обратился в данное лечебное учреждение. А пациент придирчиво оценивает качество работы доктора, исходя из своего понимания целесообразности тех или иных назначений. Несмотря на господствующее положение позиции больного, многим людям не нравится чрезмерная услужливость со стороны врача, и они избегают контрактной модели общения.

Помните, что вы всегда можете повлиять на стиль общения с доктором. Не стесняйтесь высказать ему свои предпочтения и объяснить, почему, к примеру, для вас важно знать все нюансы назначений. Ничто не мешает также дать понять специалисту, что вы не планируете выполнять назначения, выходящие за пределы рецепта (к примеру, вы не готовы отказаться от определенного типа питания или сменить сферу деятельности).

Разумный врач всегда одобрит вашу честность, и она не вызовет обострения ваших отношений. Если же вы понимаете, что доктор не в силах выйти за рамки привычной ему модели поведения, и это мешает процессу вашего лечения, возможно, стоит задуматься о поиске другого специалиста.

Все материалы сайта были проверены врачами. Однако, даже самая достоверная статья не позволяет учесть все особенности заболевания у конкретного человека. Поэтому информация, размещенная на нашем сайте, не может заменить визита к врачу, а лишь дополняет его. Статьи подготовлены для ознакомительных целей и носят рекомендательный характер. При появлении симптомов, пожалуйста, обратитесь к врачу.

Напоправку.ру 2020

Узнать о программе
лояльности НаПоправку